Насколько опасны для пассажиров авиалайнеров вспышки гамма-излучения, возникающие в грозовых облаках?

О существовании таких вспышек ученым известно уже около десяти лет. Краткие, но мощные выбросы гамма-излучения вполне способны ослепить детекторы на борту космических аппаратов, находящихся на расстоянии сотен километров. Высоты, на которых пролегают маршруты коммерческих авиалайнеров, попадают в зону риска. Поэтому ученые неоднократно пытались оценить возможный ущерб здоровью людей, поневоле оказавшихся вблизи от очага такой вспышки. Их прогнозы колебались от настораживающих до совсем устрашающих результатов.

Однако эти оценки носили весьма приближенный характер, поскольку никто не мог толком объяснить, как именно генерируются гамма-лучи в грозовом облаке. Эту задачу решает новая модель, предложенная исследователями из Флориды. По их мнению, вместо обычной молнии в облаке возникает весьма экзотический вид электрического пробоя, в котором задействованы не только электроны, но и позитроны, взаимодействие между которыми приводит к взрывному росту числа высокоэнергетических частиц. Этот процесс сопровождается мощным выбросом гамма-излучения и «разряжает» тучу даже быстрее, чем обычная молния. При этом производится весьма малое количество видимого излучения, благодаря чему явление называют «темной молнией» (dark lightning).

Модель объясняет многие свойства атмосферных вспышек гамма-излучения и позволяет рассчитать дозу радиации, полученную пассажирами самолета, оказавшегося в неподходящем месте в неподходящее время. Если авиалайнер будет находиться у вершины грозового облака, в котором произошла вспышка, его пассажиры получат дозу, в 10 раз превышающую норму для рентгенографии грудной клетки (с природным фоновым излучением человек получит такую дозу за год). Ближе к очагу вспышки эта доза может возрастать, но все равно не превысит ту, которую получают пациенты при компьютерной томографии всего тела –то есть никогда не достигнет по-настоящему опасного уровня, о котором шла речь в некоторых более ранних прогнозах.